Нормандия. Кальвадос
Бутылочка Кальвадоса, выдержанной нормандской яблочной водки, обычно появлялась в баре у каждого, кто прочитывал “Триумфальную Арку” Ремарка. Но как оказалось, знаменит маленький Кальвадос также великолепными сидрами и сырами, а также городами, куда до сих пор удаляется от шума столицы Парижская элита.
5 августа
Одним из важных элементов уюта кемпинга была еще и вай-фай точка: два стола и стулья под сараем рядом с офисом. Тут была даже предусмотрена розетка! Первый раз вижу такую заботу о нас, интернет-пользователях, на кемпингах вообще. Решив выпить тут же чаю и посмотреть погоду, мы, естественно, зависли на час, успели переговорить с родственниками, выложить тексты и инстаграммки, немножко полайкать и потвитить, ну и не забыли про чай с батоном и вареньем. Выехали как водится совсем поздно…
Первые тридцать километров мы просто ехали по полям и холмам, пока не доехали до моста Танкарвиль (Tancarville) через Сену. Мы бы поехали на мост Нормандии, но по нему проходит автобан и проезд для велосипедистов по нему закрыт. Однако этот вантовый мост, тоже впечатляющий. Он чуть короче, полтора километра, и с него открывается чудесный вид на долину Сены, скалы рядом, канал в Гавр (Le Havre) и небольшой замок в расселине. От моста приходится почти 20 километров ехать по оживленным трассам с дальнобойщиками. Особенно порадовала фура, с горой набитая навозом, тонн десять или сколько там может влезть, источающая неповторимый аромат и периодически роняющая куски груза на проезжую часть, едва не попадая в проезжающих по обочине велосипедистов. Пейзажи вокруг красивы: часть дороги проходит мимо скал, а часть по второстепенной дороге по паре милых поселков.
Открытием этого дня стал город Онфлёр (Honfleur), совершенно замечательный своей гаванью, окруженной домами 16-19 веков, покрытыми серой плиткой со всех сторон. Сто лет назад это была рыбацкая гавань, сейчас же тут, как и полагается, находятся куча ресторанов и туристов. Однако место настолько красиво, что мы просто не смогли не удержаться, чтобы не выпить кофе в одной из кофеен. Кроме гавани и нескольких характерных улочек тут есть необычная деревянная церковь и кафедральный собор с нетипичной круглой колокольней. Ну и пляж с постапокалиптическим видом на порт Гавра напротив.
Дорога начала петлять по зеленым склонам холмов, периодически проходя мимо шикарных вилл и особняков. Апофеозом же их стали города-братья Трувиль (Trouville-sur-Mer) и Довиль (Deauville). Довиль был основан сводным братом Наполеона III в 19-м веке, Трувиль - это рыбацкий и торговый город постарше, однако вот уже 150 лет как эти два города стали местом тусовки парижской богемы. Оба города набиты бутиками и всячекими дорогими развлечениями, в обоих городах есть собственное казино и обязательный морской променад. Однако Трувиль обладает еще разнообразной архитектурой, которую могли себе позволить парижские богачи, поэтому погулять тут хочется. Проезжая по городу, я настолько был занят удержанием на месте челюсти, пытающейся дотянуться до асфальта при виде всего этого великолепия, что даже забыл фотографировать, а только вертел головой.
На въезде в Трувиль с востока над пляжем есть смотровая площадка, на парапете которой которой в 1932-м году была нарисована круговая панорама побережья с указателями на все видимые и невидимые города от соседнего села до Нью-Йорка. Интересно посмотреть, насколько поменялся пейзаж за почти сто лет. Довиль и несколько следующих городков представляют собой практически сплошную застройку виллами на несколько километров, что хоть и выглядит элитарно и красиво, но быстро надоедает.
Кстати, перед въездом в Трувиль с востока по D513 есть кемпинг с выходом к морю. Если будете тут останавливаться, не пропустите его, вход прямо с трассы.
Мы же высмотрели кемпинг еще немного ближе к Кану с названием Club Village. Оказалось, что он спрятан куда-то глубоко вглубь побережья, а что это клуб мы поняли за два километра до него по унц-унц-тыщь-дыщь, разносящемуся над спящим пасторальным пейзажем. Когда же мы наконец до него доехали, то поняли, что рядом с такой дискотекой не то что спать, но даже находиться невозможно. Оказалось, однако, что палатку можно поставить на огромной поляне рядом с отелем, замеченным на дороге, со знаком Camping Car на вывеске. Кроме хоть какого покоя нам достался еще и вид с холма на побережье.
Пока мы доезжали этот несчастный километр, у нас случилась первая поломка: у меня поломалась спица. И как оказалось потом, дополнительно сломался болт на стойке багажника. Не люблю искать совпадения, но спица сломалась когда у меня на одометре было 666 километров. Как тут не начать искать происки дьявола, мешающего паломникам достичь святой цели? Однако рассудив, что спица и багажник - это намного лучше руки или ноги, мы счастливые выпили сидра с сыром и легли спать.
6 августа
Утренний ливень отменил наш план поехать посмотреть Довиль и Трувиль. В итоге я неспешно починял велосипед, потом мы неспешно завтракали, потом даже успели немного поспать, а потом дождь закончился, и мы наконец-то начали собирать лагерь.
Освещенный солнцем океан буквально манил к себе, поэтому вдосталь налюбовавшись им сверху, мы покатили к нему на велосипедах. Одолев довольно большую горку на трассе, мы спустились в следующий городок и осознали - мы просто обязаны пообедать на пляже, ведь сегодня мы уезжаем вглубь континента. Бутерброды с салями немного поднадоели, поэтому мы купили багет и половину курицы гриль - поистине царский завтрак! - которые урча и чавкая голыми руками съели сидя на песке перед океаном. Насытившись, мы пошли потрогать воду, которая оказалась на удивление теплой, и мы удивились, почему толпы отдыхающих предпочитали купанию другие пляжные развлечения. Чуть не утопив предварительно вещи в приливе, который наступает очень быстро, мы с трудом отодрали себя от пляжа и поехали дальше. Прибрежные городки тут становятся совсем скучными, поэтому мы нигде не останавливались.
Вскоре дорога завернула вдоль русла реки в сторону Кана и пляжи сменились зеленой поймой реки. В большом количестве тут построены пункты для наблюдения за птицами - замаскированные землянки с узкой амбразурой для наблюдателей. Впрочем, они оказались закрытыми, поэтому побыть в роли орнитологов нам не удалось. Плавающие в одном из водоемов птицы как раз напротив такой землянки вообще оказались резиновыми, плавающими строем по пять шеренге. Такая вот занимательная зоология.
Наконец, мы перебрались через мост и попали не кемпинг. Кемпинг оказался четырехзвездочным. А означает это приблизительно следующее. Тут есть бассейн и ресторан, мини-гольф, площадка для фитнеса, детский комплекс и еще куча всякой лабуды, абсолютно бесполезной пилигримам типа нас. С другой стороны, народ живет друг у друга на головах. Нам по счастью досталась последняя полянка, оказавшаяся очень укромной, а могли бы жить на проходной дороге. Туалеты не сильно чистые, а преста (это такая кнопка - нажал и какое-то время течет вода, потом автоматически выключается) в душе выдает воду ровно четыре секунды - абсолютный рекорд! Интернет, естественно, за дополнительную плату. Ну и для полноты картины, с 9 до 12 тут дискотека. С учетом стоимости этого всего в безумные 30 евро, я могу очень настоятельно не рекомендовать четырехзвездочные кемпинги велосипедистам.
7 августа
Вчера гудел телкам. Сегодня тянул уток. (дневник пилигрима)
И снова, уже привычно, с утра по палатке шуршал дождь. Странная тут, однако погода: утром дождит, к обеду проясняется, до вечера жарит солнце, а к ночи показываются звезды, чтобы сразу же быть затянутыми новой порцией облаков. Сегодня погода наладилась быстро - когда мы к девяти выехали, тучи раздуло, и уже ярко светило солнце. Десять километров до Кана мы катили по чудесной велодороге вдоль реки в зеленой зоне. Велодороги вдоль рек чрезвычайно удобная штука - ровные и легкие, зеленые и свежие, могут катить и стар и млад, поэтому так они тут так популярны.
Кан (Caen) совершенно не оправдал наших ожиданий. Сначала казалось, что это средневековый город с традиционными узкими улочками, после прочтения путеводителя мы решили, что кроме главных достопримечательностей смотреть и делать тут абсолютно нечего, поскольку город был почти полностью разрушен во время войны и потом заново отстроен. Но когда приехали, то оказалось, что оба раза мы здорово ошибались. Кан - цельный и светлый город, действительно отстроенный. Практически все здания в городе облицованы светлым камнем, что не свойственно северным городам, поэтому город кажется очень светлым и веселым, особенно в солнечный день. Город действительно отстроен, однако часть зданий восстановлена в первоначальном виде, а все новые постройки очень удачно цветом и стилем вписаны в общий ансамбль города. Поэтому что старые районы, что квадратные новые, все смотрятся очень органично, и даже не всегда замечаешь, что попал из старого района в новый. В городе на главной улице сохранилось даже два средневековых здания-брата с резными окнами и балками.
Сердце города составляет готический собор святого Петра, очень богато украшенный снаружи. Собор, однако, значительно пострадал во время войны, поэтому статуй и прочих украшений осталось не много, но резьба по камню на стенах сохранилась. Прямо напротив собора находится одна из самых больших в Европе крепостей. С ее стен, которые можно обойти по периметру, открывается чудесный вид на город и на собор. Внутри крепости находятся также музей Нормандии и музей искусств. Крепость также была сильно разрушена во время войны, современные ее стены восстановлены. В информационном офисе можно посмотреть трехмерный наглядный фильм, который рассказывает о том, как строилась и развивалась крепость на протяжении тысячи лет. Да, именно так, городу Кану уже больше тысячи лет.
Вильгельм-завоеватель был женат на своей кузине, что очень не нравилось папе римскому. Поэтому для искупления греха Вильгельм повелел основать в Кане два монастыря, женский и мужской, которые также являются двумя главными достопримечательностями. Женский монастырь находится на востоке города. Его главный собор большой, но интерьер бедный и, судя по всему, был восстановлен. Смотреть тут в общем-то не на что. Мужской монастырь находится на западе. Вот его собор посещать надо обязательно. Огромный готический собор, потолок которого буквально теряется вверху, производит и снаружи и изнутри огромное впечатление. Кроме того, в соборе находится и могила самого Вильгельма-завоевателя. К собору примыкает мэрия, с площади перед которой открывается отличный вид не только на две главные колокольни, но и на все здание собора. Напротив же всего стоят развалины еще одной готической церкви.
Будете идти от центра к мужскому монастырю, не пропустите церковь на центральной пешеходной улице имени Петра - множество витражей в ней создают особенную атмосферу. Если же чуть не доходя до конца свернуть с улицы Петра на север, то можно выйти на огромную светлую площадь. Ну что еще сказать… Кан нам очень понравился, мы даже не смогли отказать себе в удовольствие съесть наши обеденные сендвичи на поляне под замком. Приезжайте в Кан, тут хорошо и светло.
На дороге в Байё (Bayeux) мы, свернув на очередную боковую дорогу, выехали к развалинам церкви святой Василисы, мученицы 3-го или 4-го, поклонение которой - это один из самых старых культов в Европе. Церковь строили еще в эпоху Мировингов, однако французскую революцию она не пережила. Стены, однако неплохо сохранились. Вокруг церкви разбросаны могилы столетней давности, с каменными и узорчатыми железными крестами. Есть и два саркофага, судя по всему, они остались тут от времени Мировингов. Очень сильное место.
Почти совсем в конце дня мы проехали монастырь 18-го века в Монде (Mondaye). Как раз успели заглянуть в него, и монах в белом одеянии закрыл за нами двери. Большая и красивая церковь сохранила в себе раны войны - напротив окон в стенах можно увидеть выщербины от путь и осколков. В 44-м тут шли ожесточенные бои после того, как союзные войска высадились на побережье Нормандии в нескольких десятках километров к северо-западу от Кана.
Кемпинг оказался просто фермой с гектаром земли. Куча места, зелень вокруг, тишина и закат, сверчки и прочие радости сельской жизни. И никаких звезд! На ужин у нас сегодня уже почти традиционный сидр и внезапно камамбер с Кальвадосом. Очень, должен вам сказать, вкусная штука. Особенно, когда вокруг тишина и сверчки.